Большой взрыв, еще один | | Развлекательный портал
Главная » Apple » Большой взрыв, еще один

Большой взрыв, еще один

Несмотря на огромное число публикаций о причинах, приведших Apple к катастрофе в конце 90-х, ясного и внятного ответа на вопрос «почему» как не было, так и нет. Если чего-то нет, а очень хочется… Добавлю к этому хаосу ещё одну теорию. Только не принимайте её слишком всерьёз…

Если не принимать во внимание «штатное» значение словосочетания «большой взрыв», которое понятно без дополнительных пояснений любому человеку, хотя бы немного владеющему русским языком, сущностей называемых «большой взрыв» и без моей доморощенной теории уже несколько. Каждая новая сущность умножает хаос, и когда-нибудь этот хаос достигнет критической точки, и породит «большой взрыв больших взрывов». Но не будем о страшном.

Самый важный «большой взрыв», это Теория Большого Взрыва, самая правдоподобная и почти доказанная гипотеза о возникновении вселенной. Еще один «большой взрыв» имеет прямое отношение к Apple и её истории, он абсолютно точно был. Не гипотеза. Это одно из кодовых наименований System 7, самой революционной и инновационной версии из всех версий классической Mac’овской операционной системы. Кроме, возможно, самой первой из них.

А ещё один большой взрыв (это моё личное мнение) произошёл в начале 90-х, в бизнесе одной калифорнийской компании с фруктовым названием, почти одновременно с выходом System.

Предыстория большого взрыва

В 80-е годы молодая, но невероятно самоуверенная Apple Computer, чувствуя своё особое место в индустрии и в истории человечества, что было близко к правде, самозабвенно и не обращая внимание на истинное положение дел в мире, творила что хотела.

Конкуренты, всеми правдами и неправдами, снижавшие себестоимость компьютеров, для увеличения объёмов продаж и привлечения максимального числа покупателей, были бы в шоке, если бы им удалось заглянуть в совершенно секретные калькуляции отдела продаж Apple. Разница между себестоимостью и суммой на ценнике, в среднем, составляла 55%. При этом, компания не экономила на комплектующих, используя самое дорогое и лучшее из предлагавшегося на рынке, её изделия и в самом деле были невероятно хороши.

Это делалось умышленно: Mac’и, по их потребительским качествам, превосходили всех прочих, они вызывали привыкание, в развитие их железа и программного обеспечения вкладывались гигантские средства и усилия, а запредельные цены делали такой подход рентабельным и прибыльным.

Критики называли политику компании дурацкой и самоубийственной, по объёмам продаж она уступала лучшим из конкурентов, но самым важным критерием успеха была и остаётся получаемая бизнесом прибыль, а она зашкаливала. Случались неприятности, падения и провалы, иногда даже кризисы (несмертельные), но, по большому счёту, соперников у компании в её сегменте рынка и в самом деле не было.

Первые версии Windows, вплоть до 3.0, никакой угрозы для гигантского фрукта и в самом деле не представляли. Привыкнув смотреть на всех остальных сверху вниз, сотрудники Apple, чьей обязанностью было своевременно обнаруживать опасные тенденции на рынке, на Windows 3.0 не обратили внимания, как оказалось – зря.

В 1991, вскоре после выхода System 7, в той же аудитории De Anza Community College, в которой 24 января 1984 года был представлен самый первый Macintosh, Apple представила несколько новинок, и, впервые, коснулась противостояния с Windows. Параллельно, на двух экранах, с остроумными комментариями, собравшимся показали Windows 3.0 и System 7. Разница между одной из лучших операционных систем того времени и системой «для быдла», как её окрестил один из наших знакомых, присутствовавший на том событии, была, мягко говоря, не в пользу последней. Windows 3.0, раз за разом, выглядела нелепой, до смешного запутанной и неудобной, в процессе показа она неоднократно зависала и «падала», и явно это не было подстроено.

Как написал один из журналистов, смеявшийся вместе со всеми в той самой аудитории De Anza College над Windows 3.0, «System 7 на порядок лучше, чем Windows, но для большей части покупателей это не имеет никакого значения, потому что PC с Windows теперь могут примерно то же самое, и намного дешевле».

Сам факт публичного сравнения двух систем говорил о том же: игнорировать Windows было уже нельзя. Началось новое десятилетие.

Взрыв, фаза первая

Презрительно отзываясь о главном конкуренте в публичных выступлениях, высший генералитет Apple был в состоянии, близком к панике. Все было совершенно неправильно, худшее побеждало лучшее, продажи падали, из-за чего снижались прибыли, но даже если удавалось свести с концами, ни продажи, ни прибыли, больше не росли.

Что со всем этим делать? Разделить Apple на несколько независимых друг от друга компаний! Что-то подобное уже было сделано в 1987, когда разработку прикладных программ передали созданной для этого дочерней компании Claris, которую тоже хотели сделать независимой, но передумали.

Анализируя источник угрозы, яблочный генералитет сделал невероятное открытие: а ведь Microsoft не занимается ни разработкой, ни производством компьютеров. Вместо этого она продаёт лицензии на установку операционной системы, и держатели лицензий, конкурируя между собой, обеспечивают ей гигантский стремительно разрастающийся рынок!

Проект разделения Apple на Macintosh Company и AppleSoft Company, на самом полном серьезе, прорабатывался и обсуждался на секретных совещаниях, в течение нескольких месяцев. Естественно, за пределами Apple об этом узнали еще до того, как проект стал реальным проектом.

Люди со стороны предупреждали руководителей Apple о последствиях такого шага: вовсе не обязательно в результате этого разделения финансовое положение платформы вообще улучшится, но даже если оно улучшится, в долгосрочной перспективе она обречена, так как с инновациями и техническими революциями, главными преимуществами Apple, будет покончено.

Разделение не состоялось, проект был закрыт, но вовсе не из-за предупреждений со стороны. Чужие мнения Apple игнорировала. Просто выяснилось что никто, в том числе и Chief Operations Officer (COO) компании, в течение большей части 1992 года замещавший отвлекшегося на президентскую кампанию Билла Клинтона Джона Скалли, не имели ни малейшего желания переходить в Macintosh Company. Все хотели попасть в AppleSoft.

Знаете, как звали COO компании в 1992-1993 годах? Михаэль Шпиндлер. Который в 1993 году возглавил Apple Computer.

Майкл Шпиндлер (справа)

Майкл Шпиндлер (справа от читателя) общается с прессой.

Спасение делением, предполагая что неизвестные новые проблемы будут разрешимее тех, которые уже есть, было отложено на будущее. Компания совершала и другие резкие движения, напоминая стаю грызунов под воздействием ультразвука.

Приведу пример.

Робер Пюэт, один из заместителей COO, взялся за наведение порядка в системе продаж и продвижения Apple. Автор этой стратегии, Михаэль «Дизель» Шпиндлер, наблюдал за этими действиями безучастно и отрешенно. С организацией продаж надо было что-то делать, но Пюэт, по сути дела, просто и беззаботно разрушал действующую систему.

В те времена, когда никаких онлайновых магазинов и сетевых конструкторов покупаемой техники ещё не было, система продаж Apple была достаточно эффективна и более-менее работала. Apple не продавала свою продукцию напрямую, разве что стратегически важным клиентам, в особо крупных размерах.

Компания опиралась на сеть независимых маркетинговых компаний (IMC), отвечавшие за конкретные географические или политические регионы. IMC не имели права продавать продукцию Apple непосредственно покупателям, они были предназначены для решения более важных и интересных задач: организации дилерской сети, продвижения продуктов Apple, техническую поддержку, обучение, ремонт и много-много чего ещё.

Продажей занимались дилеры, в терминологии Apple “Value Added Resellers”, VAR. Вот их главной задачей было продавать Mac ‘и и периферию. С каждой продажи VAR получали процентов 15-20 от стоимости продажи. Процентов 10 с каждого проданного их дилерами Mac ‘а перечислялись IMC. И VAR, и IMC, утверждались самой Apple. Лицензию VAR можно было получить исключительно по представлению IMC, которая могла отозвать лицензию в любой момент.

Мне довелось поработать и в VAR, и в IMC, и я мог бы многое рассказать про особенности жизни на разных ветках этой гигантской пирамиды, но…

Это немного офтопик. В 80-е Apple, и её IMC, приложили немалые усилия к построению этой системы, и она приносила на счета Apple львиную часть её доходов. Это было похоже на корневую систему, допустим, яблони. Она впитывала из почвы питательные вещества, и превращала их в замечательные (как правило) плоды.

Робер Пюэт добился принятия решения об отзыве дилерских лицензий у дилеров, годовой оборот которых окажется ниже 500 тысяч долларов. Больше половины дилеров в глубинке о таком обороте даже не могли мечтать. Роста продаж из-за этого решения не случилось, скорее наоборот.

В ответ на критику, месье Пюэт заявил что 20% дилеров приносят Apple 80% доходов, и что с остальными 80% дилеров надо расстаться.

К счастью, довести эти планы до логического конца ему не дали. Кое-как восстановили статус-кво.

Подобных истерических выходок было много, ни одна из них не оказала сколько-нибудь положительного влияния на ситуацию. Ситуация обострилась, и стала взрывоопасной…

О её дальнейшем развитии, и о большом взрыве, в продолжении.